Форум » Негаснущие звёзды » "Петя на дороге в Царствие Небесное" » Ответить

"Петя на дороге в Царствие Небесное"

Igor(Игорь): Загадка и сюр этого фильма начинаются уже с названия. Практически на равных правах в доступном информационном поле встречаются три варианта: «по дороге», «на дороге» и «на пути». И на протяжении просмотра не покидает ощущение, будто пребываешь в некоем зазеркалье, где все вроде бы настоящее, вплоть до мельчайших деталей неприхотливого быта персонажей, любовно выстраиваемых в кадре режиссером, оператором и художником, но в то же время и фигуры людские и интерьеры настолько декоративны, что зрительское погружение в атмосферу фильма ну никак не получается. Постоянно ощущаешь себя сидящим в театральном партере, где приходится не без усилия принимать условности пространственно-временных и событийных коллизий, воспроизводимых на сцене. Что касается антуража, то далеко не в первый уж раз отечественная кинорежиссура пост-перестроечного периода берется за освоение реалий бытия «простого советского человека» в сталинскую эпоху. На мой взгляд, достовернее Германа в «Лапшине» это никому не удавалось. Наверное потому, что Герман населил экранный мир характерами настолько многомерными, что по сравнению с ними герои последней ленты Досталя представляются не более чем рисованными персонажами комикса. А уж попытки Досталя внести в тот или иной персонаж некую «глубину» (как то виртуозная игра на фортепиано начальника «НиваГЭСстроя Коновалова, ежедневно смачно хряпающего передобеденные двести грамм в рабочей столовке) и вовсе вызывают чувство стыда за создателя гениальной картины «Облако-рай». Бенефисной дилогией Андрея Жигалова («Облако-рай» и «Коля - перекати-поле») Досталь сделал весомую заявку на освоение образа шукшинского деревенского «чудика» применительно к иным, урбанистических координатах бытия. Если героям Шукшина город был чужд органически, отторгал их и не принимался и не понимался ими, то Коля представлял собой характер, глубоко сидевший корнями в городской почве – земле иссушенной и выпотрошенной человеком ради собственных призрачных удобств. У Пети же – героя последнего фильма Досталя – душа витает в пространствах настолько неопределенных, что авторам приходится «в лоб» сориентировать недоумевающего зрителя: медицинский диагноз, псхопатология. С гипотамусом нелады – для пущей убедительности свидетельствует с экрана докторша местной поликлиники, хотя кто в зрительном зале понимает, что такое этот гипотамус и чем чревато с ним не дружить ? Сия докторша, ее крутой супруг- глава местного отделения ГУЛАГа, соблазняемый ей от скуки главврач поликлиники, уже упоминавшийся выше начальник стройки, а также еще несколько более-менее отчетливо прорисованных обитателей поселка и проделывают на протяжении фильма не слишком изощренные драматургические па вокруг главного героя. Вот этот самый танец, очевидно, и идентифицирован авторами ленты, как «дорога в царствие небесное», завершающаяся нелепой смертью Пети от выстрела лагерного офицера, что в азарте погони перепутал главного героя с беглым зэком. Всерьез анализировать наив и честно-благородные мысли и поступки Пети, составляющие собственно сюжет картины, наверное, особого смысла не имеет. Всё там на поверхности, каждый эпизод впрок прокомментирован авторами цитатой из петиной истории болезни, подобно надписи «Минздрав предупреждает…» на сигаретной пачке. Остается один вопрос: зачем ? Зачем всё это сняли на пленку и нам показывают? Чтобы внести свои «пять копеек» в уже порядком поднадоевшие исследования нравственных пластов сталинской эпохи ? Мол, только умалишенный мог сохранить поистине христианскую чистоту и любовь к ближнему в те жесткие времена ? А может, хотелось мимоходом, этак, «замахнуться на Федора, нашего, Михайловича», набросав эскизный портрет «князя Мышкина середины 20-го века» ? А что – я полагаю, найдутся умельцы, способные втиснуть роман «Идиот» в форму иллюстрированного комикса для тех, кому недосуг или не по интеллекту осилить первоисточник. Неужели настолько убогой была конкурсная программа 31-го Московского международного кинофестиваля, что главный приз достался именно «Пете» – за «красивые глаза» и простодушную мальчишескую улыбку актера-дебютанта Егора Павлова ?

Ответов - 0



полная версия страницы